СТРАНА ДОЛЖНА
ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ
1.
Сцена
На летней
веранде тюменского пионерского лагеря имени Гайдара, в котором я немного подрабатывал в
каникулярный сезон, кто-то из ребят
оставил гайдаровскую тоненькую книжку «Сказка о Военной тайне, о
Мальчише-Кибальчише и его твердом слове».
Немного
почерканную, с детскими росписями, я вертел ее в руках и вдруг
стал осознавать, что параллельно с гайдаровским текстом у меня слагается нечто свое.
стал осознавать, что параллельно с гайдаровским текстом у меня слагается нечто свое.
Свое музыкальное
и поэтическое видение.
Это было время
СССР, когда мы, сомневаясь, все же
верили в идеалы коммунизма.
Набросав
либретто и несколько музыкальных тем, я был вынужден отложить работу.
Сомневаться стали больше, наступала перестройка. Уходило время героев. Лагеря
переименовывались. Имени Зои Космодемьянской – стал Радугой, а имени Гайдара –
вообще исчез.
Время от времени
я мысленно возвращался к своему «Мальчишу». Но дальше как развязывания узла на
папке, где лежали несколько нотных листков, дело не шло. Кому теперь нужна эта
тема?..
Наступил 2014
год.
Я очень остро переживал
ситуацию конфликта в Крыму, потом на Донбассе. И, как каждый из нас, искал
какое-то свое решение.
Я совершенно не
военный человек. Помню еще юношей, на охоте, с отчимом, отводил ружье в сторону
от цели, промахивался специально, за что постоянно получал нарекание: «Что же
ты?! По банке попадаешь, а в белку не можешь…»
Мне необходимо
было какое-то свое попадание, и я в один из вечеров, после телевизионных
дебатов Соловьева на «России 1», развязал узел на гайдаровской папке.
За ночь я
выстроил последовательность сцен, вчерне дописал какие-то поэтические мысли,
музыкальные темы и утром позвонил поэтессе А.Марковой. Нужна была
профессиональная переработка поэтического материала.
Антонина Юрьевна
сразу же приняла мой замысел; казалось, что она ждала такое предложение.
Работа по
сценарию, музыке и наполовину не была закончена, но общее представление уже
вырисовывалось, и я решил искать актеров.
Главное, что уже
было сделано: написана хоровая фреска – заключительный хор «Салют
Мальчишу!» и «Пролог». Без этих двух номеров, я бы не решился продолжить
дальнейшую работу, они были определяющими для всей оперы.
День защиты
детей 1 июня 2014 года стал первым днем случайно проведенного кастинга.
Ученикам школы
Знаменского Никите Никанорову и Мише
Тищенко я предложил спеть несколько музыкальных фраз из оперы. Так ребята стали
первыми Мальчишами – актерами из будущей труппы.
Думаю, вряд ли
они в полной мере осознавали предстоящий путь, который должны были пройти. Они
были обычными, хоровыми, где, по сути не
предусмотрено лицедейство. Они не читали и не знали Гайдара, но вопрос
четырнадцатилетнего Никиты на первой репетиции : «Вы что, про Украину
написали?», заставил меня поверить в парней. Ведь если мальчишка смог с
выхваченных из контекста оперы, предложенных для пения нескольких фраз осознать
и сопоставить их с реальной жизнью, много стоит.
Несколько позже
появились Роман Петриченко и Глеб Космачев.
Глеб – чемпион
области по велоспорту, поэтому постоянно разрывался между тренировками и
репетициями, и еще между двумя школами.
Вообще, в
ребятах был особый стержень и самостоятельность.
Первые летние
месяцы я даже не имел контактов с родителями. И когда я попросил телефонные
номера, услышал от Ромы: «Зачем? Родители и так все знают». Пришлось
аргументировать: «Мы должны показать то, что сделано». Это и заставило «выдать»
своих родителей.
Плохишей
появилось сразу двое. Одиннадцатилетний Виталий Таранюк и двенадцатилетний
Даниил Геленидзе. Виталий – очень непосредственный, вызывает всеобщую любовь
зрителя. Даниил – опытный актер. Кроме музыкалки, он ходит в театральную
студию, где играет в основном «возвышенные», романтические роли из прошлых
эпох.
Вообще, Плохиш,
сложная роль. Он находится в постоянной внутренней борьбе с самим собой. Играет с Мальчишами, искренне клянется в верности. Но также искренне любит сладкое. И за
«Сникерсин» он предает Мальчишей. Но, даже предав, продолжает бороться с внутренним голосом
правды.
Резидента также
играют двое: Артем Квасов и Константин Александров. Артема я приметил в хоре
«Сибирята». Наблюдая за ним, подумал, что он точно может попасть в образ
хитрого Резидента.
Константин – уже
взрослый человек, врач, знаком мне несколько лет по рок-сцене. Он никогда не
играл в спектаклях. Но в своем жанре
лицедействует, заводя зал, поэтому, я уверенно пригласил его в
спектакль.
Иван Беседин –
тоже рок-музыкант, поэт. Несколько лет назад не мог спеть ни одной живой ноты.
Теперь – достойный пример для подражания. Упорный и волевой, он постоянно
расширяет певческий диапазон и вычищает интонацию.
Буржуинов
играют четырнадцатилетние мальчики из
«Сибирят» Андрей Булгаков, Максим Галкин, Павел Анищенко. По жизни добрые, отзывчивые ребята.
Красный всадник
– Нариман Мамедов из хора «Гармония», с поразительно правильной интонацией. Он
самый взрослый, на момент репетиций ему исполнилось восемнадцать, студент
первого курса университета.
Мы репетировали
вокальные номера, а постановщика у нас не было.
Я обращался к нескольким режиссерам. Но,
видимо, задумка не впечатляла. А может я им так красочно описывал все будущее
действие, что мне просто уступали и давали возможность самому осуществить
задуманное.
И я принял эту
роль.
Музыкальная тема
пролога сама наталкивала на сценическое воплощение: Мальчиши в красном мареве
подсветки, в военной форме, уставшие
после похода, передают друг другу фляжку и делятся последними каплями воды.
Затем затемнение и яркая сцена начала оперы: «Эй, мальчиши, выходи со двора,
начинается большая игра!»
За несколько
дней до премьеры я услышал от ребят неожиданное: «А кому нужна эта опера, нас
не будут слушать», Вы не знаете современную молодежь…»
Я не стал
вступать в дискуссию, ответив просто: «Я знаю вас».
Безусловно, это
был некий комплекс, может даже страх перед премьерой. Я понимал, что
современная молодежь – это отнюдь не романтически отшлифованные ребята
тимуровского толка.
Но шли бои за
Новороссию. И у меня шел «бой» за спектакль.
И главным
результатом этой эпопеи, по наблюдению одного педагога, пришедшего на оперу со
своим восьмым классом, были следующие слова: «Девочки влюбляются в Мальчишей, а
мальчишки завидуют Героям».
Нужно видеть,
как с первыми звуками пролога, когда в полутьме выступают едва очерченные
красноватым светом лица ребят в военной
форме, зал замирает.
Слушают и
второклассники, и десятиклассники.
Влюбляются и завидуют.
И им не хватает
45 минут, столько идет спектакль, и они приходят на этот «урок» еще раз, чтобы
вместе с Героями пройти трудный путь подвига, что бы еще раз защемило сердце и
чтобы прошептать в последней сцене вместе с Мальчишами: «Родина – это заветное
слово такое!»
Отклики людей:
«Ваш спектакль -
это героический поступок».
«С таким
воспитанием и с таким поколением славяне непобедимы на всей планете Земля! Со
светлой душой, с великой любовью к жизни и добру Мир выстоит перед любым агрессором, сеющим на
Земле смерть...»
«Ваша опера –
арт-педагогика. Воспитание искусством».
«…наш
Советско-Российский Мальчиш-Кибальчиш куда более геройский герой чем
"Человек-паук" или "Супер-Мен. Страна должна знать своих Героев!»
2. Кулисы
Я долго
сомневался, стоит ли писать о закулисье.
И раз вы это уже
читаете, то, несмотря на все сомнения, публикую.
Я решил, что
будет два состава. Городской и «Суворовский». В Тюмени уже как год работало
Президентское кадетское училище, и я был уверен, что нашим суворовцам будет
интересен такой спектакль!
Это же их тема!
В училище меня
приняли радушно и подвели десяток ребят, тех, кто мог бы участвовать в моей
задумке.
Ребята оказались
просто замечательными, с неплохими певческими и актерскими данными. Особенно
впечатлили Алексей Гашылык и Даниил Шматов.
И я заболел
постановкой!
Но у руководства
были другие планы.
Конечно, легче
всего топать по накатанному. Вернее, по плацу. Изо дня в день, по нескольку часов. Правильное дело, но только
ли в этом нужно видеть всю вершину воспитания?! Жестко, по отношению к будущим
офицерам, в первую очередь потому, что в дальнейшем они должны служить Родине и
иметь не только выправку, но и здравую голову. Уметь мыслить, говорить не по
солдафонски с подчиненными, принимать собственные, и, возможно, героические
решения, как гайдаровский Мальчиш.
И началом их
будущего подвига могла быть сказка,
спектакль, дающий реальную перекличку с их внутренним стремлением к геройским
поступкам.
Все же решил не
отступать от идеи двух составов. И за лето прослушал много ребят из музыкальных
школ и студий.
Но если здесь я
напишу, каких чудес наслушался, то моя художественная проза перейдет в область
критических сентенций.
Второй состав я
не набрал.
Но пришел
хороший парень Артем Сидоркин из школы при колледже искусств, я доверил ему
авторский текст, и, главное, он стал тем горнистом – пионером, который дополнял идею спектакля.
До премьеры я
решил показать спектакль завучам общеобразовательных школ. Из ста школ города
на предпремьерный показ пришло только
девять представителей.
Они
аплодировали, говорили хорошие слова, о нужности, своевременности, о
патриотизме. И мирно разошлись.
А о том, что
оперу должны увидеть школьники, мало кому подумалось…
Как же мы любим
говорить о патриотизме, вообще любим говорить о долге, совести. И слова, не
подкрепленные глубоким переживанием, вылетая из пустых ораторствующих уст,
влетают в пустые уши слушающих.
Грустно…
Я пошел по
школам. Говорил с учителями, ходил по классам.
Кого-то убеждал,
а кто-то, завидев меня, говорил: «Знаем, знаем. Слышали о постановке от коллег,
обязательно пойдем».
Я улыбался, прям Тимуровское движение.
Мы сыграли
спектакль десять раз!
Канал НТВ сделал
сюжет об опере и показал ополченцам Новороссии. Тем, кому мы и посвятили спектакль.
Опера "Военная тайна" в г.Самара |
Мальчиш
воскрес, пройдя сквозь пламя,
Зажгла
сердца лихая песнь.
Он
– наш герой, он - снова с нами!
Он
был, он будет и он есть.
Мальчишки
нынешней эпохи,
Доверив
правду голосам,
Прошли
военные сполохи,
Явив отваги чудеса.
И
музыка – надежды факел -
Патриотический
мотив
Вела дорогой в ложном мраке,
Любовь,
к Отчизне осветив.
«Салют
романтикам-героям!» -
Пел
ветер гордости во мне,
Напомнив
детство, песни строем
В
Советской доблестной стране.
И
не согнувшись от удара
В
Новороссийскую борьбу,
Как
в сказах славного Гайдара
Вершит
народ свою судьбу.
Он
верит, что грядёт победа -
Народ
отважный не сломить:
В
сердцах заряд Страны Советов
Даёт
Донбассу право жить!
Из стихотворения
Ирины Жгуровой
Подвигу ополченцев Новороссии посвящается !
Опера тюменского композитора Валерия Серебренникова
"Военная тайна " по мотивам сказки Аркадия Гайдара "Сказка о военной тайне , о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове"
Либретто Валерий Серебренников и Антонина Маркова.
Валерий Серебренников.
Январь 2015 г.
Опера тюменского композитора Валерия Серебренникова
"Военная тайна " по мотивам сказки Аркадия Гайдара "Сказка о военной тайне , о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове"
Либретто Валерий Серебренников и Антонина Маркова.
Валерий Серебренников.
Январь 2015 г.
Пришло известие из Армизона.Пацаны освоили партитуру.Надеемся на новую постановку.
ОтветитьУдалить