5.12.16

Валерий Серебренников.Страсти по Мальчишу- Кибальчишу.


СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ

           1.    Сцена

На летней веранде тюменского пионерского лагеря имени Гайдара, в котором я немного подрабатывал в каникулярный сезон,  кто-то из ребят оставил гайдаровскую тоненькую книжку «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове».
Немного почерканную, с детскими росписями, я вертел ее в руках и вдруг
стал осознавать, что параллельно с гайдаровским текстом у меня слагается нечто свое.
Свое музыкальное и поэтическое видение.
Это было время СССР,  когда мы, сомневаясь, все же верили в идеалы коммунизма.
Набросав либретто и несколько музыкальных тем, я был вынужден отложить работу. Сомневаться стали больше, наступала перестройка. Уходило время героев. Лагеря переименовывались. Имени Зои Космодемьянской – стал Радугой, а имени Гайдара – вообще исчез.
Время от времени я мысленно возвращался к своему «Мальчишу». Но дальше как развязывания узла на папке, где лежали несколько нотных листков, дело не шло. Кому теперь нужна эта тема?..
Наступил 2014 год.
Я очень остро переживал ситуацию конфликта в Крыму, потом на Донбассе. И, как каждый из нас, искал какое-то свое решение.
Я совершенно не военный человек. Помню еще юношей, на охоте, с отчимом, отводил ружье в сторону от цели, промахивался специально, за что постоянно получал нарекание: «Что же ты?! По банке попадаешь, а в белку не можешь…»
Мне необходимо было какое-то свое попадание, и я в один из вечеров, после телевизионных дебатов Соловьева на «России 1», развязал узел на гайдаровской папке.
За ночь я выстроил последовательность сцен, вчерне дописал какие-то поэтические мысли, музыкальные темы и утром позвонил поэтессе А.Марковой. Нужна была профессиональная переработка поэтического материала.
Антонина Юрьевна сразу же приняла мой замысел; казалось, что она ждала такое предложение.
Работа по сценарию, музыке и наполовину не была закончена, но общее представление уже вырисовывалось, и я решил искать актеров.
Главное, что уже было сделано:  написана хоровая фреска – заключительный хор «Салют Мальчишу!» и «Пролог». Без этих двух номеров, я бы не решился продолжить дальнейшую работу, они были определяющими для всей оперы.
День защиты детей 1 июня 2014 года стал первым днем случайно проведенного кастинга.
Ученикам школы Знаменского  Никите Никанорову и Мише Тищенко я предложил спеть несколько музыкальных фраз из оперы. Так ребята стали первыми Мальчишами – актерами из будущей труппы.
Думаю, вряд ли они в полной мере осознавали предстоящий путь, который должны были пройти. Они были обычными, хоровыми,  где, по сути не предусмотрено лицедейство. Они не читали и не знали Гайдара, но вопрос четырнадцатилетнего Никиты на первой репетиции : «Вы что, про Украину написали?», заставил меня поверить в парней. Ведь если мальчишка смог с выхваченных из контекста оперы, предложенных для пения нескольких фраз осознать и сопоставить их с реальной жизнью, много стоит.
Несколько позже появились Роман Петриченко и Глеб Космачев.
Глеб – чемпион области по велоспорту, поэтому постоянно разрывался между тренировками и репетициями, и еще между двумя школами.
Вообще, в ребятах был особый стержень и самостоятельность.
Первые летние месяцы я даже не имел контактов с родителями. И когда я попросил телефонные номера, услышал от Ромы: «Зачем? Родители и так все знают». Пришлось аргументировать: «Мы должны показать то, что сделано». Это и заставило «выдать» своих родителей.
Плохишей появилось сразу двое. Одиннадцатилетний Виталий Таранюк и двенадцатилетний Даниил Геленидзе. Виталий – очень непосредственный, вызывает всеобщую любовь зрителя. Даниил – опытный актер. Кроме музыкалки, он ходит в театральную студию, где играет в основном «возвышенные», романтические роли из прошлых эпох.
Вообще, Плохиш, сложная роль. Он находится в постоянной внутренней борьбе  с самим собой. Играет с Мальчишами,  искренне клянется в верности.  Но также искренне любит сладкое. И за «Сникерсин» он предает Мальчишей. Но, даже предав,  продолжает бороться с внутренним голосом правды.
Резидента также играют двое: Артем Квасов и Константин Александров. Артема я приметил в хоре «Сибирята». Наблюдая за ним, подумал, что он точно может попасть в образ хитрого Резидента.
Константин – уже взрослый человек, врач, знаком мне несколько лет по рок-сцене. Он никогда не играл в спектаклях. Но в своем жанре  лицедействует, заводя зал, поэтому, я уверенно пригласил его в спектакль.
Иван Беседин – тоже рок-музыкант, поэт. Несколько лет назад не мог спеть ни одной живой ноты. Теперь – достойный пример для подражания. Упорный и волевой, он постоянно расширяет певческий диапазон и вычищает интонацию.
Буржуинов играют  четырнадцатилетние мальчики из «Сибирят» Андрей Булгаков, Максим Галкин, Павел Анищенко. По жизни  добрые, отзывчивые ребята.
Красный всадник – Нариман Мамедов из хора «Гармония», с поразительно правильной интонацией. Он самый взрослый, на момент репетиций ему исполнилось восемнадцать, студент первого курса университета.
Мы репетировали вокальные номера, а постановщика у нас не было.
Я  обращался к нескольким режиссерам. Но, видимо, задумка не впечатляла. А может я им так красочно описывал все будущее действие, что мне просто уступали и давали возможность самому осуществить задуманное.
И я принял эту роль.
Музыкальная тема пролога сама наталкивала на сценическое воплощение: Мальчиши в красном мареве подсветки,  в военной форме, уставшие после похода, передают друг другу фляжку и делятся последними каплями воды. Затем затемнение и яркая сцена начала оперы: «Эй, мальчиши, выходи со двора, начинается большая игра!»
За несколько дней до премьеры я услышал от ребят неожиданное: «А кому нужна эта опера, нас не будут слушать», Вы не знаете современную молодежь…»
Я не стал вступать в дискуссию, ответив просто: «Я знаю вас».
Безусловно, это был некий комплекс, может даже страх перед премьерой. Я понимал, что современная молодежь – это отнюдь не романтически отшлифованные ребята тимуровского толка.
Но шли бои за Новороссию. И у меня шел «бой» за спектакль.
И главным результатом этой эпопеи, по наблюдению одного педагога, пришедшего на оперу со своим восьмым классом, были следующие слова: «Девочки влюбляются в Мальчишей, а мальчишки завидуют Героям».
Нужно видеть, как с первыми звуками пролога, когда в полутьме выступают едва очерченные красноватым светом  лица ребят в военной форме, зал замирает.
Слушают и второклассники, и десятиклассники.
Влюбляются и завидуют.
И им не хватает 45 минут, столько идет спектакль, и они приходят на этот «урок» еще раз, чтобы вместе с Героями пройти трудный путь подвига, что бы еще раз защемило сердце и чтобы прошептать в последней сцене вместе с Мальчишами: «Родина – это заветное слово такое!»

Отклики людей:
«Ваш спектакль - это героический поступок».
«С таким воспитанием и с таким поколением славяне непобедимы на всей планете Земля! Со светлой душой, с великой любовью к жизни и добру  Мир выстоит перед любым агрессором, сеющим на Земле смерть...»
«Ваша опера – арт-педагогика. Воспитание искусством».
«…наш Советско-Российский Мальчиш-Кибальчиш куда более геройский герой чем "Человек-паук" или "Супер-Мен. Страна должна знать своих Героев!»



2.    Кулисы

Я долго сомневался, стоит ли писать о закулисье.
И раз вы это уже читаете, то, несмотря на все сомнения, публикую.
Я решил, что будет два состава. Городской и «Суворовский». В Тюмени уже как год работало Президентское кадетское училище, и я был уверен, что нашим суворовцам будет интересен такой спектакль!
Это же их тема!
В училище меня приняли радушно и подвели десяток ребят, тех, кто мог бы участвовать в моей задумке.
Ребята оказались просто замечательными, с неплохими певческими и актерскими данными. Особенно впечатлили Алексей Гашылык и Даниил Шматов.
И я заболел постановкой!
Но у руководства были другие планы.
Конечно, легче всего топать по накатанному. Вернее, по плацу. Изо дня в день, по  нескольку часов. Правильное дело, но только ли в этом нужно видеть всю вершину воспитания?! Жестко, по отношению к будущим офицерам, в первую очередь потому, что в дальнейшем они должны служить Родине и иметь не только выправку, но и здравую голову. Уметь мыслить, говорить не по солдафонски с подчиненными, принимать собственные, и, возможно, героические решения, как  гайдаровский Мальчиш.
И началом их будущего подвига могла  быть сказка, спектакль, дающий реальную перекличку с их внутренним стремлением к геройским поступкам.
Все же решил не отступать от идеи двух составов. И за лето прослушал много ребят из музыкальных школ и студий.
Но если здесь я напишу, каких чудес наслушался, то моя художественная проза перейдет в область критических сентенций.
Второй состав я не набрал.
Но пришел хороший парень Артем Сидоркин из школы при колледже искусств, я доверил ему авторский текст, и, главное, он стал тем горнистом – пионером,  который дополнял идею спектакля.
До премьеры я решил показать спектакль завучам общеобразовательных школ. Из ста школ города на предпремьерный показ  пришло только девять представителей.
Они аплодировали, говорили хорошие слова, о нужности, своевременности, о патриотизме. И мирно разошлись.
А о том, что оперу должны увидеть школьники, мало кому подумалось…
Как же мы любим говорить о патриотизме, вообще любим говорить о долге, совести. И слова, не подкрепленные глубоким переживанием, вылетая из пустых ораторствующих уст, влетают в пустые уши слушающих.
Грустно…
Я пошел по школам. Говорил с учителями, ходил по классам.
Кого-то убеждал, а кто-то, завидев меня, говорил: «Знаем, знаем. Слышали о постановке от коллег, обязательно пойдем».
Я улыбался, прям Тимуровское движение.
Мы сыграли спектакль десять раз!
Канал НТВ сделал сюжет об опере и показал ополченцам Новороссии. Тем, кому мы  и посвятили спектакль.

Опера "Военная тайна" в г.Самара 
Мальчиш воскрес, пройдя сквозь пламя,
Зажгла сердца лихая песнь.
Он – наш герой, он  - снова с нами!
Он был, он будет и он есть.
Мальчишки нынешней эпохи,
Доверив правду голосам,
Прошли военные сполохи,
Явив  отваги чудеса.
И музыка – надежды факел -
Патриотический мотив
Вела  дорогой в ложном мраке,
Любовь, к Отчизне осветив.
«Салют романтикам-героям!» -
Пел ветер гордости во мне,
Напомнив детство, песни строем
В Советской доблестной стране.
И не согнувшись от удара
В Новороссийскую борьбу,
Как в сказах славного Гайдара
Вершит народ свою судьбу.
Он верит, что грядёт победа -
Народ отважный не сломить:
В сердцах заряд Страны Советов
Даёт Донбассу право жить!
Из стихотворения Ирины  Жгуровой

Подвигу ополченцев Новороссии посвящается !
Опера тюменского композитора Валерия Серебренникова
 "Военная тайна " по мотивам сказки Аркадия Гайдара "Сказка о военной тайне , о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове"
Либретто Валерий Серебренников и Антонина Маркова.

Валерий Серебренников.
Январь 2015 г.




1 комментарий:

  1. Пришло известие из Армизона.Пацаны освоили партитуру.Надеемся на новую постановку.

    ОтветитьУдалить